(495) 614-89-24
(495) 614-77-39

часы приёма: пн-пт 10:00 - 19:00

Взаимодействие с недобросовестными потребителями

В настоящее время отношения между потребителем и коммерческой организацией / индивидуальным предпринимателем, занимающейся реализацией товаров, оказанием услуг либо выполнением работ, регулируются Федеральным законом «О защите прав потребителей». Данный закон направлен в большей части на защиту прав потребителей, и фактически не предусматривает действенного механизма защиты интересов продавцов, исполнителей работ и услуг от неправомерных действий недобросовестного потребителя. В связи с чем в настоящее время появилось такое явление как потребительский экстремизм.

Под потребительским экстремизмом понимаются действия потребителей, осуществляемые ими исключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребления своим правом в иных формах. В результате действий таких недобросовестных потребителей многие юридические лица сталкиваются с большими проблемами, которые приводят к финансовым потерям. Недобросовестный потребитель - основная головная боль продавцов (исполнителей, изготовителей). Подобные потребители хорошо знают указанный закон, при этом они действуют в основном против юридически безграмотных продавцов (исполнителей, изготовителей), а в судах часто вызывают сочувствие у судей, все это в совокупности дает им возможность злоупотреблять своими правами.

Для эффективного взаимодействия с недобросовестными потребителями предпринимателю необходимо пользоваться квалифицированной юридической помощью. Кроме того, знание действующего законодательства даст возможность продавцу (исполнителю, изготовителю) привести свою предпринимательскую деятельность в соответствии с требованиями закона. Именно привести в порядок, так как многие продавцы (изготовители, исполнители,) не зная четких требований закона, несознательно могут нарушать права потребителей, тем самым создавая условия для успешной деятельности недобросовестного потребителя. Так, элементарное предоставление предпринимателем неполной информации о товаре, может привести к тому, что недобросовестный потребитель воспользуется этим, и попользовавшись товаром надлежащего качества через некоторое время потребует вернуть деньги, неправомерно отказавшись от товара. То есть, фактически он бесплатно будет брать товар на прокат.

Также стоит отметить, что помимо недобросовестного потребителя, существуют так называемые общественные объединения, которые по закону должны способствовать восстановлению нарушенных прав потребителей, но на самом деле, часто занимаются вымогательством денежных средств у предпринимателей. А делают они это следующим образом.

Общественное объединение согласно ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» имеет право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты в государственные органы контроля. То есть, общественные объединения получив жалобу от конкретного потребителя и проведя по ней свою проверку, могут зафиксировать актом факт выявленных ими нарушения прав потребителей и отправить данный акт в Роспотребнадзор, для того, чтобы последний принял решение.

Но на самом деле, некоторые сотрудники общественных объединений, умудряются проводить контрольную (проверочную) закупку (хотя она проводиться только правоохранительными органами в рамках оперативно-розыскной деятельности) и если в результате этого незаконного действия ими выявляется какое-либо нарушение, то в адрес предпринимателя поступают предложения за незначительную сумму (обычно 500 - 1000 рублей) скрыть имеющиеся нарушения. Предприниматель зачастую готов пойти на этот "компромисс", при этом не подозревая о незаконности действий проверяющих.